Содержание туристско-краеведческой деятельности.
Организация туристско-спортивной деятельности в нашем лицее позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации. Наличие структурного подразделения (Отделение дополнительного образования детей), материально-техническая база лицея, естественнонаучный профиль обучения позволяют проводить туристско-краеведческую работу в объединениях ОДОД по программам:
- «Волшебный город и его окрестности» (Приложение 1),
- «Петербургский лабиринт» (Приложение 2),
- «Туризм с основами экологии и краеведения» (Приложение 3).
Для реализации программ используются различные формы:
- одно-двухдневные походы (Приложение 4),
- экскурсии по городу (Приложение 5),
- некатегорийные походы (экспедиции) в летний период (Приложение 7), (Приложение 8)
- участие в соревнованиях, конкурсах, семинарах.
Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать.
В лицее организуются разные по содержанию туристско-краеведческие походы (экспедиции):
- этнографические (Приложение 7),
- эколого-биологические (Приложение 8).
Организация этнографических экспедиций занимает важное место в образовательной деятельности лицея и реализуется через организацию туристических экспедиций и походов. В рамках летнего отдыха ежегодные походы (экспедиции) для учащихся лицея это не только завершающий этап обучения по дополнительной общеразвивающей программе и приобретение практических туристских навыков, формирование знаний об особенностях природного, культурного компонентов Ленинградской области и северо-западного региона, но и масса впечатлений, которыми обучающиеся делятся со сверстниками. В течение всего похода учащиеся делают свои пометки, записывают свои впечатления для проведения сравнительных анализов и написания отчетов по походам (экспедициям).
Эколого-биологические экспедиции обусловлены спецификой естественнонаучного профиля лицея, необходимостью углубления и расширения эколого-биологических знаний учащихся, наличием кадрового потенциала.
Численность туристско-краеведческих объединений.
Наполняемость групп для выездных мероприятий проходит согласно календарно-тематическому планированию прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При проведении выездных мероприятий в летний период возможно наполнение групп учащихся основанной на индивидуальном и мотивированном желании каждого учащегося стать участником походов (экспедиции). (Приложение 9)
Результативность участия в разноуровневых мероприятиях туристско-краеведческой направленности
Участники туристско-краеведческих экспедиций являются участниками разноуровневых соревнований и конкурсов, где воспитанники могут проявить свои знания родного города и края, экологические закономерности в живой природе, спортивную подготовку, физические возможности своего организма. Спортивное содержание туристского похода состоит в преодолении туристами собственными силами и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также трудностей походной жизни. Подготовка к выездным мероприятиям должна быть на высоком уровне. Краеведческое содержание обеспечиваетюным путешественникам в своих походах, экскурсиях, на соревнованиях получение знаний, и впечатлений о краях, где пролегают их маршруты (Приложение 10).
Организации туристско-краеведческой деятельности.
При организации выездных мероприятий согласование маршрутов и содержания экспедиций осуществляется маршрутно-квалификационной комиссией. При необходимости запрашиваем консультации у специализированной методической службы туристско-краеведческой направленности в ГБОУ «Балтийский берег» (служба методического сопровождения выездных форм работы с детьми) (Приложение 11).