С 2006 года каждое лето в рамках Летней оздоровительной кампании учащиеся лицея № 389 «Центр экологического образования» и школ Кировского района под руководством педагогических сотрудников лицея были участниками туристско-краеведческих и эколого-биологических экспедиций.
Наши группы из 16 человек знакомились с народными традициями, обычаями, обрядами, дошедшими до наших времен.
Перед каждой нашей экспедицией мы ставили перед собой следующие задачи:
- Узнать принципы, по которым жили люди несколько столетий назад.
- Собрать информацию о народных обычаях и обрядах, дошедших до наших времен и распространить ее среди учащихся.
- Способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.
- Посетить как можно больше населенных пунктов, музеев, храмов, монастырей и церквей.
- Проанализировать жизнь предков из «глубинки» с городской жизнью и понять, какие добрые традиции были утеряны на сегодняшний день.
Несмотря на разный возраст, все находят общий язык, дружно занимаются одним общим делом и остаются очень довольны поездками.
Учащиеся посетили следующие места:
Санкт-Петербург – Архангельск – Заостровье – Архангельск — Малая Хечемень – Архангельск – Малые Карелы – Архангельск – Черемушки – Архангельск – Северодвинск – Архангельск – Холмогоры – Архангельск – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Великий Новгород – Юрьево – Витославицы – Великий Новгород – Малая Горка – Великий Новгород – Городище – Великий Новгород – Любытино –Великий Новгород – Чудово – Великий Новгород – Панковка – Великий Новгород – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Вологда – Фофанцево – Дорожный – Вологда – Оларево – Вологда – Огарково – Грибково – Вологда – Васильевское – Марково – Вологда – Кириллов – Вологда – Ферапонтово – Прилуки – Вологда – Семенково – Вологда – Рубцово – Вологда – Можайское – Перьево – Вологда – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Семенов – Нижний Новгород – Городец – Нижний Новгород – Бор – Нижний Новгород – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Псков – Печоры – Псков – Изборск – Псков – Пушкинские горы – Псков – Череха – Псков – Серебрянник – Псков – Старухино – Псков – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Петрозаводск – Голиковка – Петрозаводск – Зарека – Петрозаводск – Кижи – Петрозаводск – Первомайский – Петрозаводск – Октябрьский – Петрозаводск – Перевалка – Петрозаводск – Кондопога (Заповедник Кивач) – Марциальные воды – Петрозаводск – Медвежьегорск – Петрозаводск – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Тула – Ясная поляна – Епифань – Куликово поле – Богородицк – Косая Гора – Барсуки – Тула – Горелки – Тула – Молодежный – Тула – Ямны – Тула – Ратово – Тула – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – Ярославль – Толго – Ярославль – Мышкин – Углич – Ярославль – Борисоглебский – Ярославль – Ростов Великий – Ярославль – Константиновский – Ярославль – Великое – Ярославль – Лесная Поляна – Ярославль – Кострома – Ярославль – Некрасово – Ярославль – Санкт-Петербург
Полученная информация показала, что в большинстве случаев многие обряды, обычаи и традиции затеряны во времени и забыты. Это связано с тем, что времена, когда традиции служили символом существования прошли, и на смену (как это не печально) пришёл новый взгляд на жизнь.
Несмотря на полученные данные, можно утверждать, что:
- Традиции праздничной культуры, пройдя частичное переосмысление, тем не менее сохраняются в народной памяти;
- Анализ рассказов очевидцев позволяет внести новые краски в традиционно- двухцветные (чёрно- белые) повествования о традициях, обрядах и т. д.
В целом, экспедиции дают возможность прикоснуться к таинствам народных традиций, не в иллюстрациях, а воочию увидеть перед собой повседневную жизнь огромной части России.
Учащиеся успешно принимают участие во всех этапах научно-исследовательской деятельности, среди которых опрос информантов, изучение услышанных традиций, обзор местного быта, хохломская роспись матрешек, изготовление свистулек и многое другое. В процессе экспедиции учащиеся увеличивают свои познания в области русской традиционной культуры. По возвращении из экспедиции с интересом продолжают изучать этнографические стороны русских поселений через книги и летописи, помогая превратить увиденное и услышанное в этнографический архив.